печать

Методы обучения на рабочем месте

Эксперты ГК «Институт тренинга — АРБ Про» определяют обучение на рабочем месте, как повышение уровня компетенций сотрудника без отрыва от его профессиональной деятельности через непрерывную практику и взаимодействие с более опытным наставником.

 

Методы, которые могут применять руководители, обучая сотрудников на рабочем месте, разнообразны:

— Включение обучаемого в процесс деятельности другого человека (баддинг, budding);

— Наблюдение за процессом работы (шэдуинг, shadowing);

— Стажировки, ротации (секондмент, secondmеnt);

— Целенаправленная MBA передача опыта (наставничество, mentoring);

— Раскрытие потенциала личности обучаемого (коучинг, coaching);

— Сопровождение процесса обучения, тренинги в Киеве, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику (тьюторство, tutoring);

— Использование комплексных технологий обучения персонала (тренерство).

 

Между коучингом, тьюторством, менторингом и супервизией тонкая грань, тем не менее, каждый из этих методов имеет четкое приложение.

 

Менторинг — встречи, в ходе которых более опытный ментор делится своим опытом решения бизнес-задач, описывая ситуации из прошлого, свой подход к решению и логику (обучение на его кейсах, как он поступал в таких ситуациях).

 

Коучинг основан не на предъявлении чужих моделей, способов действий или кейсов и их копировании, а на организации самостоятельного поиска решения проблемы (с помощью коуча) по технологии GROW, когда обучаемый находит именно свое решение, а коуч задает вопросы, направляя его поиск и мышление.

 

Супервизия — это включенный анализ действий обучаемого и обратная связь опытным наставником в практической ситуации (они не анализируют трудности применения на практике моделей как в тьюторстве, а супервизор наблюдает поведение и смотрит уровень сформированности навыков).

 

Тюторство — встречи, на которой обсуждается опыт переноса полученных знаний в реальную практику обучаемого, возникающие сложности переноса модели и вырабатываются новые эффективные способы поведения.

 

Не только руководитель может обучать сотрудника на рабочем месте семинары тренинги. Опытные коллеги — еще один источник получения знаний и опыта. Целевая аудитория для этой формы обучения — практически все категории персонала: новые сотрудники (как молодые, так и опытные, которые пришли в компанию); текущие сотрудники, если им нужно передать новые знания и навыки.

 

Например, в компании Ford Motor эта форма обучения применяется и для руководителей. В компании действует программа Executive Partnering. Она заключается в том, что перспективные молодые менеджеры в течение восьми недель повсюду сопровождают топ-менеджеров, к которым они прикреплены. Они присутствуют на всех переговорах, участвуют в совещаниях, выезжают на объекты. При этом молодые менеджеры знакомятся со всем спектром деловых задач, с которыми сталкиваются каждый день руководители: взаимодействие с разными людьми, проблемы размещения ресурсов и др. 


Статьи этой же рубрики